Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (с изменениями на 22 декабря 2020 года)
(с изменениями на 22 декабря 2020 года)
Комментарий к Федеральному закону
от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Настоящий Федеральный закон
определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения
пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области
отношения между органами государственной власти, органами местного
самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее -
организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе
индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным
законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций
государства.
Комментарий к преамбуле
Глава I. Общие положения (статьи 1 - 3)
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального
закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и
государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и
здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или)
технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным
законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее
выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми
актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований
пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок
организации производства и (или) содержания территорий, земельных
участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов
защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным
законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9
июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в
том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов
управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации
профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них
аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и
интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной
безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение,
огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления,
программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные
средства предупреждения и тушения пожаров;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ;
федеральный государственный
пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им
государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и
пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных
законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее -
обязательные требования), посредством организации и проведения проверок
деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых)
ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой
пожарно-технической продукции , проведения мероприятий по контролю на
лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ , при
производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых
материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений,
и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по
систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности,
анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при
осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа
2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017
года N 100-ФЗ.
ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по
проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим
федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и
принятие мер по результатам проверки (абзац дополнительно включен с 1
января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное
удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и
оказания услуг требованиям технических регламентов, документов по
стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской
Федерации о стандартизации , норм пожарной безопасности или условиям
договоров;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016
года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ.
нормативные документы по пожарной
безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил,
содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие
требования пожарной безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016
года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ.
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на
исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ);
первичные меры пожарной
безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по
предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007
года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ;
пожарно-спасательный гарнизон - совокупность расположенных на определенной
территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их
ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены
профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
(Абзац дополнительно включен с 24 октября 2007 года Федеральным законом от
18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015
года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ.
организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и
инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению
первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и
имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение
аварийно-спасательных работ (абзац дополнительно включен с 24 октября 2007
года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);
особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности,
устанавливаемые органами государственной власти или органами местного
самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих
территориях (абзац дополнительно включен с 11 ноября 2009 года Федеральным
законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ);
локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности
дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации
имеющимися силами и средствами (абзац дополнительно включен с 6 августа
2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 173-ФЗ);
координация в области пожарной безопасности - деятельность по обеспечению
взаимосвязи (взаимодействия) и слаженности элементов системы обеспечения
пожарной безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2
мая 2015 года N 118-ФЗ)
противопожарная пропаганда -
информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от
30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
обучение мерам пожарной безопасности - организованный процесс по формированию
знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в
системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе
трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от
30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
управление в области пожарной безопасности - деятельность органов, участвующих
в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении пожарной
безопасности;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от
30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
зона пожара - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и
здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате
воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению
пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от
30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) - оценка
соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка
соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не
заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки
пожарного риска;
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28
мая 2017 года N 100-ФЗ)
эксперт в области оценки пожарного риска - должностное лицо, аттестованное в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее
деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями
в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки
пожарного риска (аудита пожарной безопасности), и уполномоченное на подписание
заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28
мая 2017 года N 100-ФЗ)
заведомо ложное заключение о
независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) - заключение
о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности),
подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной
безопасности) или подготовленное после ее проведения, но противоречащее
содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного
риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого
проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности),
фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного
режима;
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28
мая 2017 года N 100-ФЗ)
ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно
возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные
компоненты природного ландшафта;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от
22 декабря 2020 года N 454-ФЗ)
лесной пожар - разновидность
ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу.
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от
22 декабря 2020 года N 454-ФЗ)
Комментарий к статье 1
Статья 2. Законодательство
Российской Федерации о пожарной безопасности
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
Комментарий к статье 2
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
абзац утратил силу с 1 января 2005
года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
тушение пожаров и проведение
аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
Глава II. Пожарная охрана (статьи 4 - 15)
Статья 4. Виды и основные задачи
пожарной охраны
Статья 5. Государственная
противопожарная служба
Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор
Статья 6_1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора
____________________________________________________________________
Части седьмая и восьмая предыдущей
редакции со 2 января 2021 года считаются соответственно частями восьмой и
девятой настоящей редакции - Федеральный закон от 22 декабря 2020 года N
454-ФЗ.
____________________________________________________________________
Статья 7. Личный состав
государственной противопожарной службы
Часть утратила силу с 1 января 2005
года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ..
Личному составу Государственной
противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные
удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области
пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля
2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ.
Статья 8. Гарантии правовой и
социальной защиты личного состава государственной противопожарной службы
Комментарий к статье 8
Статья 10. Финансовое и
материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности
Статья 11. Имущество
Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны
Статья 11_1. Муниципальная пожарная
охрана
Статья 12. Ведомственная пожарная
охрана
Статья 12_1. Частная пожарная охрана
Статья 13. Добровольная пожарная
охрана
Статья 14. Объединения пожарной
охраны (утратила силу с 1 января 2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Статья 15. Представительство
(утратила силу с 1 января 2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Глава III. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности (статьи 16 - 19)
Статья 16. Полномочия Федеральных
органов государственной власти в области пожарной безопасности
абзац утратил силу с 1 января 2005
года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
создание государственных систем
информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их
последствий;
абзац утратил силу с 1 января 2005
года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
Комментарий к статье 16
Статья 16_1. Передача осуществления
полномочий федеральных органов исполнительной власти в области пожарной
безопасности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 17. Полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
(утратила силу с 1 января
2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Статья 18. Полномочия органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной
безопасности
К полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной
безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов
на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование
населения о мерах пожарной безопасности (абзац дополнен с 24 октября 2007
года Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых
программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического
стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и
закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике
пожаров и борьбе с ними;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным
законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.
абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной
охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, и членов их семей (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной
охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ);
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за
исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской
Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности
страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении
мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом
от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 28
октября 2006 года Федеральным законом от 25 октября 2006 года N 172-ФЗ,
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года;
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается
пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ);
абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным
законом от 25 октября 2006 года N 172-ФЗ, распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2006 года); утратил силу со 2 января 2021 года
- Федеральный закон от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ;
организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения
лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного
фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных
территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного
кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на
территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями,
установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера";
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от
22 декабря 2020 года N 454-ФЗ)
осуществление тушения пожаров
силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов
Российской Федерации (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых
административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных
организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения
федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются
объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при
проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в
соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от
22 декабря 2020 года N 454-ФЗ)
утверждение перечня населенных
пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных)
пожаров.
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2021 года Федеральным законом от
22 декабря 2020 года N 454-ФЗ)
Вопросы организационно-правового,
финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются
законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац
дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ).
Комментарий к статье 18
Статья 19. Полномочия органов
местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного
самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению
первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов
относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным
законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ.
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для
участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных
формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из
источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах
и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и
противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений
Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия
подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и
программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской
Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе
посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной
опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов,
внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в
границах городских населенных пунктов относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным
законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ.
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для
участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных
формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и
программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании
населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и
проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной
опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического
обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов
поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются
нормативными актами органов местного самоуправления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным
законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия
органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации
осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации -
городов федерального значения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным
законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным
законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ.
____________________________________________________________________
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ в
статью 19 будут внесены изменения.
____________________________________________________________________
Комментарий к статье 19
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности (статьи 20 - 33)
Статья 20. Нормативное правовое регулирование
в области пожарной безопасности
Нормативное правовое регулирование
в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами
государственной власти нормативных правовых актов, направленных на
регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной
безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля
2011 года N 248-ФЗ.
Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие
требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании в области пожарной безопасности.
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной
безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации
и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются
специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных
объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых
инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной
безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного
центра "Сколково", включая особенности утверждения и применения
требований пожарной безопасности (в том числе требований технических
регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном
центре "Сколково" (часть дополнительно включена с 30 сентября
2010 года Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ).
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории международного
медицинского кластера, в том числе особенности применения требований пожарной
безопасности (включая требования технических регламентов),
устанавливаются Федеральным законом "О международном медицинском
кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации".
(Часть дополнительно включена с 30 июня 2015 года Федеральным законом от
29 июня 2015 года N 160-ФЗ)
Особенности обеспечения пожарной безопасности на территории инновационного
научно-технологического центра, включая особенности утверждения и применения
требований пожарной безопасности (в том числе требований технических
регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об инновационных
научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
(Часть дополнительно включена с 10 августа 2017 года Федеральным законом
от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в
действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N
247-ФЗ.
Комментарий к статье 20
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством
Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с
пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических
процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений (часть в редакции,
введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября
2009 года N 247-ФЗ.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в
обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации
показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования,
а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий,
сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в
обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при
пожарах (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров,
предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных
образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами
государственной власти, органами местного самоуправления.
Часть утратила силу с 1 января 2007 года - Федеральный закон от 18 декабря
2006 года N 232-ФЗ..
Комментарий к статье 21
Статья 22. Тушение пожаров и
проведение аварийно-спасательных работ
Тушение пожаров представляет собой
действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной,
представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до
минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных
факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным
законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ.
При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции
по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на
федеральную противопожарную службу.
(Часть в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным
законом от 2 мая 2015 года N 118-ФЗ.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны,
пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 24 октября 2007 года Федеральным
законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24
июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 234-ФЗ.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение
аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется
в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на
безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый
номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонный номер
приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным
органом исполнительной власти в области связи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 августа 2013 года Федеральным
законом от 11 февраля 2013 года N 9-ФЗ.
При тушении пожаров и проведении
аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными
силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения
безопасности людей, спасения имущества, в том числе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным
законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.
проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных
факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных
ситуаций;
создание условий, препятствующих
развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих
их ликвидацию;
использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у
собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и
огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их
использованием, в установленном порядке;
ограничение или запрещение доступа
к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций,
ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним
территориях;
охрана мест тушения пожаров, а
также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время
расследования обстоятельств и причин их возникновения);
эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей
и имущества, оказание первой помощи (абзац дополнен с 8 декабря 2009
года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ;
приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия
опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза
причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан,
находящихся на их территориях.
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2016 года Федеральным законом от
30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем
тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом
пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах
единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а
также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность
личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных
к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы
территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению
аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных
действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при
необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на
месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку
прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с
участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению
аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных
доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего
установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара
принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и
граждан на указанной территории.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным
законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми
должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются
действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять
его распоряжения при тушении пожара.
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации
аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней
необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба
освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по
сохранению вещественных доказательств и имущества.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
Комментарий к статье 22
Статья 22_1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров
осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и
положениями настоящей статьи.
При тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения
лесных пожаров возлагаются на федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
Указанным федеральным органом исполнительной власти создается федеральный штаб
по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие
штабы в федеральных округах. Порядок формирования таких штабов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Указания федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных
пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.
Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется
руководителем тушения лесного пожара, который на принципах единоначалия
управляет всеми силами и средствами тушения лесных пожаров.
Руководитель тушения лесного пожара отвечает за выполнение задачи, за
безопасность лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров.
Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми
должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются
действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя
тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного
пожара.
Лица, осуществляющие тушение лесного пожара, действовавшие в условиях крайней
необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба
освобождаются.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом
от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля
2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ.
Комментарий к статье 22_1
Статья 22_2. Пожарно-спасательные гарнизоны
Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения,
организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности,
организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены
профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ
(далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно
на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в
нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные
гарнизоны.
Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные.
Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального
пожарно-спасательного гарнизона.
В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения
пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской
Федерации.
В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной
охраны, расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между
собой муниципальных районов, муниципальных, городских округов и внутригородских
территорий городов федерального значения.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 января 2021 года Федеральным
законом от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ.
Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов
осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.
Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:
территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель
территориального органа федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа,
уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного
подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на
территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного
подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа
государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к
руководству тушением пожаров.
Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается
руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей
территориальных органов федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, -
региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень местных
пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального
органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение
задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы.
Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также
полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач
гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в
области пожарной безопасности.
(Статья дополнительно включена с 10 января 2016 года Федеральным законом
от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ)
Комментарий к статье 22_2
Статья 23. Производство
пожарно-технической продукции (утратила силу с 8 февраля 2006 года)
(статья утратила силу с 8 февраля
2006 года - Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.)
Статья 24. Выполнение работ и
оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной
безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной
безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К
работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе (абзац
в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической
продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную
безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и
рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной
защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров,
восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной
охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности,
перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (абзац в
редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными
подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной
основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть
дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля
2008 года N 137-ФЗ).
Часть, дополнительно включенная с 1 января 2009 года Федеральным законом
от 22 июля 2008 года N 137-ФЗ, утратила силу с 11 ноября 2018 года - Федеральный
закон от 30 октября 2018 года N 369-ФЗ..
Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том
числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области
пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому
обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и
сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Часть дополнительно включен с 9 июня 2017 года Федеральным законом от 28
мая 2017 года N 100-ФЗ)
Комментарий к статье 24
Статья 25. Противопожарная
пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда
осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и
распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения
тематических выставок, смотров, конференций и использования других не
запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования
населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти,
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.
Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или
служебную деятельность в организациях, проводится по программам
противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным законом
от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную
деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности, а также
требования к содержанию программ дополнительного профессионального
образования (программ пожарно-технического минимума) , порядок их
утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным
законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
В зависимости от вида реализуемой программы обучение мерам пожарной
безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в
организациях, проводится непосредственно по месту работы и (или) в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным
законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся
мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере
образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных
пожарных. Порядок создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных
определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной
безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным
законом от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в
действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года
N 448-ФЗ.
Комментарий к статье 25
Статья 26. Информационное
обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в
области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и
использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных
информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых
для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной
безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и
граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной
безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009
года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ.
Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны
незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную
противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и
прогнозах (часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002
года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе
публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную
информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам
пожарной безопасности (часть в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны
информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной
безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Комментарий к статье 26
Статья 27. Учет пожаров и их
последствий
В Российской Федерации действует
единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по
пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной
безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о
социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных
процессах в Российской Федерации, и другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие
с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 272-ФЗ.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица (часть в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области пожарной безопасности, обеспечивает предоставление в пределах
компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской
Федерации для осуществления государственного единого статистического учета
данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях,
следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным
законом "О прокуратуре Российской Федерации".
(Часть дополнительно включена с 8 января 2020 года Федеральным законом от
27 декабря 2019 года N 487-ФЗ)
____________________________________________________________________
Положения части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона в части
предоставления федеральными государственными органами и федеральными органами
исполнительной власти в органы прокуратуры Российской Федерации первичных
статистических данных о состоянии преступности применяются с 1 января 2022 года
- пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 487-ФЗ.
____________________________________________________________________
Комментарий к статье 27
Статья 28. Противопожарное
страхование (утратила силу с 1 января 2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Статья 29. Налоговые льготы в
области пожарной безопасности (утратила силу с 1 января 2002 года)
(статья утратила силу с 1 января
2002 года - Федеральный закон от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ.)
Статья 30. Особый противопожарный
режим
В случае повышения пожарной
опасности решением органов государственной власти или органов местного
самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный
режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих
территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми
актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования
пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для
профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на
посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих
распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а
также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов
(увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание
противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным
законом от 29 декабря 2010 года N 442-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2
января 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 454-ФЗ.
Комментарий к статье 30
Статья 31. Научно-техническое
обеспечение пожарной безопасности
Научно-техническое обеспечение
пожарной безопасности осуществляют научные и образовательные организации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным
законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
Финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности
осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств организаций, а также за
счет других источников финансирования (часть в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ.
Координация научных исследований в области пожарной безопасности возлагается на
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области пожарной безопасности, в ведении которого находится головное
пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ.
Часть утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Комментарий к статье 31
Статья 32. Лицензирование
(исключена с 15 января 2003 года)
(статья исключена с 15 января 2003
года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ.)
Статья 33. Подтверждение
соответствия в области пожарной безопасности
Подтверждение соответствия продукции
и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья
в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Комментарий к статье 33
Глава V. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности (статьи 34 - 39)
Статья 34. Права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим
законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в
установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном
порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании),
первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с
правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими
органами местного самоуправления;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2017 года Федеральным
законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей,
имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц
государственного пожарного надзора (абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования
и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и
строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в
целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их
нарушений.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9
июня 2017 года Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 100-ФЗ.
Комментарий к статье 34
Статья 35. Обязанности Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности
(утратила силу с 1 января
2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Статья 36. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
(утратила силу с 1
января 2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)
Статья 37. Права и обязанности
организаций в области пожарной безопасности
(наименование статьи в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ
Руководители организации имеют
право (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке
подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств (абзац
в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления
предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на
предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения
пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в
установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с
1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания,
постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным
законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам
пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты,
включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по
назначению;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и
условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в
нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном
порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и
средства (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
обеспечивать доступ должностным
лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на
территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию
должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о
состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной
опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях
пожарах и их последствиях (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
незамедлительно сообщать в пожарную
охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств
противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах
исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22
июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности".
(Абзац дополнительно включен с 28 октября 2006 года Федеральным законом от
25 октября 2006 года N 172-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с
1 января 2006 года; в редакции, введенной в действие с 10 января 2016
года Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 448-ФЗ.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой
пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах
и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной
безопасности (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Комментарий к статье 37
Статья 38. Ответственность за
нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством
несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том
числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение
пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир
(комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного
фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное
не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение
требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной
безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или
уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Часть утратила силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля
2007 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Комментарий к статье 38
Статья 39. Административная
ответственность руководителей организаций
(наименование статьи в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ
Часть утратила силу с 1 июля 2002
года - Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ..
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной
ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности
устанавливаются законодательством Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или
несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного
пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг)
несут административную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации о защите прав потребителей (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ.
Комментарий к статье 39
Глава VI. Заключительные положения (статьи 40 - 42)
Статья 40. Вступление в силу
настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Комментарий к статье 40
Статья 41. Приведение нормативных
правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в
течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок вносит в установленном
порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
предложения о приведении федерального законодательства в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Комментарий к статье 41
Статья 42. Обеспечение исполнения настоящего Федерального закона
(утратила силу с 1 января 2005 года)
(статья утратила силу с 1 января
2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.)